ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ
Газодизель — это дизельный двигатель с установленной дополнительной газовой системой питания, в цилиндре которого одновременно сжигаются газовое и дизельное топливо.
В газодизеле в процессе впуска в цилиндр двигателя поступает смесь воздуха с газовым топливом (пропан-бутановая смесь или природный газ), в отличие от дизеля, где свежий заряд на впуске – исключительно воздух. Так же, как и у дизельного двигателя, горение начинается в конце такта сжатия, когда в цилиндр впрыскивается дизельное топливо, которое самовоспламеняется в условиях высоких температур из-за высокой степени сжатия дизельного двигателя. Поэтому у газодизеля порция впрыснутого жидкого топлива не просто сгорает для отдачи тепла, но ещё и является запальным элементом для газового топлива.
КАК РАБОТАЕТ
Современные газодизельные системы предназначены для установки на дизельные двигатели с электронным управлением, поэтому имеют отдельный газовый электронный блок управления, который получает сигналы от ряда датчиков, обрабатывает их и посылает управляющие сигналы на газовые форсунки, впрыскивающие газ во впускной коллектор, откуда он, смешавшись с воздухом, поступает в цилиндры двигателя. Газовый блок управления эмулирует сигналы, поступающие в дизельный блок управления, т. о. снижается подача дизельного топлива, а соответствующая энергетическая разница замещается подачей газа так, чтобы сохранялись тяговые показатели автомобиля.
При выходе из газодизельного режима (например, закончился газ) автомобиль переходит в стандартный дизельный режим. Установка газовой системы питания происходит без изменений штатной системы питания дизельным топливом.
В качестве газового топлива в газодизеле применяется сжатый природный газ (КПГ / CNG) – метан или сжиженный углеводородный газ (СУГ / LPG) – пропан-бутановая смесь. CNG и LPG имеют разные физико-химические свойства, поэтому и применение их в качестве топлива для газодизеля имеет различную эффективность. Более эффективен – в значении процента замещения – метан.
СЛОЖНОСТИ ПРИ УСТАНОВКЕ ГБО НА ТЯГАЧ
Использование CNG, конечно, имеет и свои неудобства. Первое – это хранение газа. Для магистрального тягача или самосвала будет необходимо установить кассету из четырех или пяти баллонов объемом 120 – 150 литров на раме вместо одного из топливных баков или вертикально за кабиной. Такая конструкция будет весить 500 – 700 кг., но обеспечит запас хода в газодизельном режиме до 800 км. Второе – количество АГНКС – метановых заправок. Их пока еще не достаточно, хотя новые постоянно строятся и сдаются в эксплуатацию (в Петербурге 4 работающие станции), поэтому нужно рассматривать маршруты для газодизельных автомобилей на предмет обеспечения газом.