Отзывы. Газобаллонное оборудование: стоит ли ставить?
В свое время сомневался, переходить на газ или нет. Внимательно изучал все доводы «за» и «против», выводы проверил на практике, так что могу поделиться. Насчет ГБО сложились стереотипы, которые пугают многих автовладельцев:
1. Прогорят клапана двигателя. Клапана и правда прогорают, если эжекторная система настроена неправильно. Эжекторная система – это когда газ подводится к впускному коллектору по одному шлангу, используя принцип эжекторного насоса. Могу сказать, что ставил газ на четыре машины, и ни с одной эта проблема не проявлялась. На жигулях девятке отъездил 60 тыс.км, на Опеле вдвое больше – никаких проблем с клапанами. Потом была Соната с газовым инжектором и сейчас Туссан с ним же – для инжекторных систем эта проблема вообще отсутствует.
2. Мощность двигателя снижается – опять же об этом можно говорить только для эжекторных систем. КПД на газу примерно на 30% ниже чем на бензине, но из-за более высокого октанового числа потеря мощности на самом деле будет около 20-25%. Если стоит система распределенного впрыска, это можно почувствовать только разогнавшись быстрее 130км/час, а в городском потоке разница вообще не ощущается.
3. Газовый баллон в багажнике возить опасно. А бензин под багажником – не опасно? Система ГБО герметична, на баллоне стоит мультиклапан, который сразу же запирает баллон при разгерметизации. Конечно, на качестве баллона и мультиклапана экономить нельзя. Я это на своем опыте прочувствовал. Ехал на Опеле, и тут мне под зад поддал зазевавшийся водятел. Из днища багажника получилась гармошка, газовая и заправочная магистрали оборвались. Так вот баллон автоматически заперся в считаные секунды. Утечка газа была может грамм 250 из газовой магистрали, он тут же и улетучился. Такое количество газа взрывоопасную смесь дать просто не может. Чтобы из баллона получилась «бомба», его нужно положить в отрытый огонь или на печи держать.
4. Гарантия теряется – это правда. Но умные люди придумали способ как это обойти. Заключается договор со страховой компанией, которая страхует от наступления страхового случая. Получается, что установщики перестраховывают риск наступления такого гарантийного случая, по которому гарантийные СТО отказываются выполнять ремонт, ссылаясь на то, что автомобиль был переоборудован и подлежит снятию с гарантийного обслуживания. Сумма страховки составляет 5000 долларов. Теперь если у меня наступит гарантийный случай, то придется сначала обратиться на гарантийное СТО. Там мне дадут справку, в которой подтверждают, что автомобиль вышел из строя не по моей вине, но они отказываются выполнять гарантийный ремонт, так как автомобиль переоборудован и подлежит снятию с гарантии. После этого нужно обратиться в страховую компанию с пакетом документов (ксерокопии паспорта и документов на машину, заключение гарантийной СТО о неисправности, справка о снятии автомобиля с гарантии, копия сервисной книжки с отметками о своевременно проводимом во время гарантийного срока ТО на сертифицированных СТО), и копию Сертификата страхования ответственности наступления гарантийного случая.
Страховая предоставляет на выбор два варианта возмещения:
- оплата счета гарантийной СТО (сумма счета не должна превышать 2000 долларов);
- по заключению экспертизы выплата на руки (на сумму не больше 5000 долларов).
Описывать долго, на самом деле все может быть даже проще чем ремонт по гарантии. Замену задних амортизаторов на гарантийной Сонате до сих пор вспоминаю недобрым словом.
Вот вкратце и все нюансы. Тем, кто еще раздумывает, могу сказать:
1. Прекращайте сомневаться и ставьте газ. Затраты на установку оборудования окупятся за счет разницы в цене бензина и газа.
2. Ищите надежных установщиков, которые смогут профессионально скомплектовать редуктор и форсунки для вашей машины.
3. Не экономьте на своей безопасности – баллон и мультиклапан выбирайте самые качественные.
4. Когда будете ставить оборудование, проследите чтобы расходники – хомуты и шланги поставили качественные. Потому что если схалтурят и поставят некачественные, то будет или под капотом газом вонять, или тосол начнет вытекать – в общем, одно беспокойство.
1. По поводу установки. Я брал торообразный баллон емкостью 60 л, уложили на место запаски, заправочное отверстие аккуратненько проделали справа, рядом с буксировочной проушиной. Мастера сработали на «отлично», все хомуты на месте, трубки закреплены стяжками, где вклинивались в электрику все заизолировали.
2. По требованиям безопасности баллон можно заправлять газом только на 80% емкости.
3. Когда стоишь рядом с машиной, абсолютно ничего не заметно, чтобы разглядеть приходится нагибаться. Чтобы знать на каком топливе сейчас работает машина, возле левой салонной стойки выведен светодиод. Переключатель газ-бензин выводится под руль, левой рукой удобно переключать, можно даже на ходу без проблем переключиться на другое топливо. У газового хозяйства есть свои «мозги», работают примерно как и штатное ЭБУ – инфа от всех датчиков собирается, и в зависимости от оборотов регулируется состав газовой смеси. У газового ЭБУ есть собственный диагностический разъем, к нему можно подключить через кабель ноутбук. Есть специальная программка (на сайте скачивается), которая помогает самому установить параметры и настраивать режим работы газового впрыска, можно самостоятельно проводить диагностику возможных неисправностей.
4. Холодный движок запускается на бензине, когда охлаждающая жидкость прогревается до 50С, автоматически происходит переключение на газ. Разработчики ГИГ обещают, что выпустят новый релиз прошивки, который будет автоматически переключать с газа на бензин когда баллон заканчивается, но пока такой полезной функции нет.
5. Узнать сколько газа осталось в баллоне можно на датчике, который находится внутри «дырки» торообразного баллона. Он установлен на клапане и сверху прикрыт технологической крышкой. Поэтому смотреть на него не слишком удобно, а чтобы контролировать расход газа можно ориентироваться на показания одометра и отслеживать ежедневый пробег. После заправки баллона счетчик одометра обнуляем, а потом следим за пробегом и вычисляем расход. Для примера, в мой баллон вмещается 45 л газа, по среднему расходу этого хватает на 350 км пробега. С учетом московских пробок получается где-то 12 л на 100 км. Думаю поменять вв провода, это должно сократить расход.
6. Запаха газа нет вообще никакого, ни в салоне, ни в моторном отсеке, ни около машины. Выхлопы чистые, практически даже пара нет. Для сравнения переключился на бензин – сразу из трубы потек конденсат, машина начала парить.
7. По поводу динамики - по моему впечатлению, до 120 даже быстрее стал разгоняться. Ну это особо и не удивляет, учитывая что нам под видом бензина на заправках неизвестно что заливают. Вчера до 170 км/ч разогнался – все нормально, а больше на моей машинке со 101 лошадью и не нужно, хотя запас хода еще имеется.
Поставил газобаллонное оборудование Lovato – на мой взгляд, одно из лучших ГБО. Из достоинств – легкость настройки, не сбивается. Недостатков пока не нашел.
Итальянское ГБО поставил уже на вторую свою машину. Никаких нареканий на работу нет, настраивается очень легко (в отличие от белорусского). За два с половиной года эксплуатации подстраивать не пришлось ни разу, после покупки один раз настроил и все. Конденсат только несколько раз слил, и больше ничего не делал, да и не зачем туда лезть.
Первая машина у меня с карбюратором, там стоит вакуумное ГБО. На новой инжектор, поставил электронное ГБО полгода назад, езжу без проблем. Так что на отечественные автомобили могу всем порекомендовать.